Торговые стратегии
Для объяснения основного аналитического инструментария Ларри я приведу главу из его книги «Cracking the money code» («Взламывая денежный код»). Эта книга является как бы конспектом и общим выводом из всех его трудов.
Как видится Ларри Вильямсу, наиболее важный фундаментальный инструмент - это знание того, что делают на рынке «большие парни». К счастью, раз в неделю правительство США через Комиссию по торговле товарными фьючерсами (www.cftc.gov) распространяет отчет о текущих покупках и продажах трех различных групп участников рынка. Это «коммерсанты» - те, кто производит или использует товар, крупные игроки - это товарные фонды или очень крупные индивидуалы, и, наконец, мелкие спекулянты, люди, такие как мы, пытающиеся сделать дополнительные деньги с помощью искусства спекуляции.
Коммерсанты.
Это наиболее важная группа для нас. Это парни с наибольшими деньгами в игре. У них лучшие аналитики, и их бизнес зависит от умения удачно покупать и продавать соответствующий товар по наиболее выгодным ценам.
За последние 35 лет Ларри особое внимание уделял данным об их покупках и продажах... все это не столь очевидно, как можно было бы подумать. Просто оттого, что они в покупках, не подразумевается, что товар вырастет в цене. Позвольте, я это объясню.
Все начинается с Отчета об открытом интересе (Commitment of Traders Report, COT), который публикуется с 1962 года ежемесячно. С 1990 г. отчет выходил дважды в месяц, а с 1992 - раз в две недели.
Сейчас отчеты выходят каждую пятницу по состоянию на вторник. Базовая информация доступна на сайте www.cftc.gov.
Брокерские фирмы должны сообщать обо всех позициях на рынке по всем месяцам поставки для всех трейдеров, чьи позиции больше специальных требований. Требования одни и те же для всех рынков; 100 контрактов, будь то S&P500 или овес. Сначала отчет рассматривает позиции коммерческие и некоммерческие.
Коммерсант определяется как кто-либо, кто зарегистрировал свои позиции как «занимающийся коммерческой деятельностью, страхуя ее на фьючерсном или опционном рынках». Эти позиции и люди выделяются из общего числа. Далее, неподотчетные позиции выделяются для представления мелких трейдеров. То, что остается после выделения коммерсантов и мелких трейдеров, - это люди, имеющие подотчетные позиции, но не зарегистрированные как коммерсанты; это те, кого обычно относят к крупным трейдерам.
Наконец, вы должны знать, что подотчетный трейдер торгует спредом, например, 3 500 длинных контрактов и 2 500 коротких, отчет покажет 1 000 в категории длинных позиций и 2 500 в спредах.
В еженедельном отчете нам показывается общая позиция коммерсантов, а также сколько у них контрактов длинных и сколько коротких. Кто-то может подумать, что если у них больше длинных контрактов, чем коротких, то рынок должен расти. Это не совсем так. Почему? Потому что мы должны ставить их покупки и продажи в соответствие с тем, что делает рынок. Более того, что еще важнее, мы должны помнить, что коммерсанты отличаются от нас с вами.
К примеру, довольно часто коммерсанты покупают, и цены продолжают снижаться! В других случаях они могут продавать, когда цены продолжают идти вверх. Поэтому на первый взгляд кажется, что они не правы. Но так ли это?
Вероятно нет. Посмотрите, если коммерсант делает леденцы, и цены на сахар продолжают падать, он будет покупать больше сахара, тогда как цены будут падать. Почему? Потому что общая цена производства этих леденцов для него, как для производителя, снижается. Поэтому коммерсанты нередко будут покупать на ослаблении.
Точно так же, золотодобытчик может иметь на руках большую партию золота, и при росте цен он продаст свое золото на этом повышении... он на самом деле не открывает короткую позицию, а просто продает свой запас. В некоторых случаях он может продать запас, который еще только будет произведен, но в любом случае это не будет короткой позицией.
На чем я хочу сосредоточить ваше внимание, это то, что коммерсанты - не спекулянты. Они накапливают и распределяют товар.
С другой стороны, вы и я - спекулянты. Наша игра в том, чтобы покупать прямо перед началом роста рынка и продавать прямо перед падением. Мы делаем наши деньги входя и выходя в правильное время. Мы делаем наши деньги на рынке, а не используя или производя торгуемые товары. Мы не накапливаем, не используем продукт и не принимаем поставку. Мы входим и выходим, «бей-и-беги» тип трейдеров, по сравнению с коммерсантами.
Коммерсанты важны нам только тогда, когда они на особенных позициях. Простой факт, что они в общем в покупках, что у них больше длинных позиций, чем коротких, не подразумевает, что рынок будет расти; это может быть даже переходный период для них на рынке. Значимо, когда они на исторически высших уровнях покупок или продаж.
Чтобы достичь этого понимания высоких и низких уровней накопления и распределения, Ларри разработал индекс, который позволяет нам взглянуть на их активность.
Коммерческий индекс (Commercial Index) - показатель «умных» денег.
Этот индекс составлен из общих значений покупок и продаж коммерсантов за последние три года; мы просто вычитаем значение текущей недели из наименьшего значения за последние три года, затем делим это на разность между наивысшим и наименьшим значениями за последние три года.
Таким образом, мы ставим коммерческую активность на процентную основу, так что можем сравнивать, за последние годы, их активность на относительной основе.
Правила действия...
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО - Во-первых, я хочу обратить ваше внимание, что когда коммерсанты более чем на 75% «быки», как определяется индексом, мы в зоне, откуда цены обычно растут. Точно так же, когда индекс ниже 25%, это означает, что коммерсанты сделали только 25 процентов покупок (относительно того, сколько они обычно делают), мы, вероятно, в зоне верха рынка.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО - Во-вторых, смотрим, не находится ли индекс на наивысшем уровне за последние 12 месяцев; если это так, он «бычий». Точно так же, если значение на наинизшем уровне за последние 12 месяцев, оно «медвежье».
Примечание: в данном случае я не сосредотачиваюсь на абсолютном значении индекса; оно может быть 60 процентов и все равно быть медвежьим, потому что это наименьшее значение за год. Точно так же, если значение было, скажем, 40 или 45 процентов, явно не в бычьей 75-типроцентной зоне, оно может быть бычьим, поскольку оно наивысшее за последние 12 месяцев.
Пример.
Рассмотрим недельный график соевого масла с 2000 по июль 2002 года.
Когда коммерсанты были более чем на 75 процентов в бычьих позициях, в большинстве случаев происходили значительные подъемы на рынке. Также, когда индекс был ниже 25 процентов или на 12-месячном низе, затем происходили падения цены.